Из русских сказок мы знаем об избушке на курьих ножках, которая стоит за тридевять земель в тридесятом царстве, окружённой забором из человеческих костей с черепами, и о «лесной бабе», то ли ведьме, то ли великанше, которая ездит в ступе и погоняет помелом.
Однако образ Бабы Яги не так однозначен, как он предстает в популярных сказках. В.Я. Пропп выделял три аспекта Яги:
Яга-воительница с мечом - кладенцом, с которой сражается герой сказки «не на жизнь, а на смерть».
Яга-дарительница, встречающая героя или героиню, вкусно угощающая и одаривающая конем или иными дарами
Яга-похитительница, которая крадет детей и уносит их в свою избушку на курьих ножках или под землю, или бросает их мертвые дела на крыши родных домов.
Уже давно исследователи начали помещать образ Бабы Яги в контекст сравнительной мифологии и пытаться рассматривать её, как вариант европейской богини, ответственной за те или иные функции, а в итоге, как далекое наследие образа Великой Богини. На этом занятии мы попробуем пройти этим же путем.