Урок 1. Тема 1. Вводные понятия
Текстовая часть. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
Первая тема содержит ряд общих положений нашего предмета. Мы должны разобраться в том, что понималось под святостью в Ветхом Завете и как изменилось это понятие в новозаветное время; познакомимся с учением Церкви о почитании святых и почитании святых мощей; разберем различие понятий "святость", "праведность" и "добродетель", поговорим о многообразии путей к святости и канонизации святых, о назначении жития и правилах его составления; обсудим проблемы современной агиографии. Сразу хочется предупредить, что эта тема может показаться несколько суховатой, «научной», оторванной от "реальной" святости. Пожалуйста, не смущайтесь этим, потому что началом любой дисциплины, любого учебного курса должен быть обзор общих положений, вводящих в проблематику предмета. В следующих темах мы будем гораздо ближе к реальным святым, к их духовному опыту, сохраненному в их житиях и творениях.

1.1. Понятие Святости в Новом и Ветхом Завете. Обожение
https://drive.google.com/file/d/1edcFcr-C8t6gfVyDS4754C-5BQUE7sqZ/view?usp=sharing

1.2. Православный взгляд на почитание святых
https://drive.google.com/file/d/1Tpq-szrDgTF2Kj2K7912vz_yt3KHn32f/view?usp=sharing

1.3. Святые мощи
https://drive.google.com/file/d/1EwRPkXUSjHN8kEG9S5sIQgsHZuN4BD3k/view?usp=sharing

1.4. Многообразие путей к Святости
https://drive.google.com/file/d/1Gph7HLVV3UVqDlTGN2noJPM0vnN_KL00/view?usp=sharing
Задание. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
1. Почему в Новом Завете изменилось понятие святости по сравнению с Ветхим Заветом? В чем состоят эти изменения?

2. Как вы думаете, тождественны ли понятия святость, праведность и добродетель?

3. Может ли стать святым не христианин, а просто добродетельный человек (иноверец или атеист), который всем помогает, никого не обижает, не убивает, не крадет, т.е. живет по данному Богом закону совести? Какое значение имеют добродетели нехристиан?

4. Почему молитвенное общение со святыми и празднования в их честь нельзя считать идолопоклонством? На каких аргументах основано это обвинение? В чем его несостоятельность?

В ответе обязательно следует рассмотреть:

а) понятие посредничества (объективная и субъективная стороны спасения: в чем Посредник – Христос, а в чем – святые)

б) принципиальное отличие в почитании Бога и почитании святых.

5. Почему нетление мощей усопшего подвижника не является обязательным условием его канонизации? Ответ необходимо подтвердить примерами.
Урок 2. Тема 1. Дополнительные материалы
Текстовая часть. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
а) Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о спасении и христианском совершенстве

Чтобы ответить на вопросы контрольной, необходимо обратить внимание только на рассуждения святителя о добродетелях нехристиан (стр.1-3). Для облегчения работы с текстом фрагменты, необходимые для ответа, выделены синим шрифтом.
https://docs.google.com/document/d/10RT9ntlRiRlPwAP5CPaAjFz06gbY-vdJ/edit?usp=sharing&ouid=116981621685032397689&rtpof=true&sd=true

б) Свт. Феофан Затворник. Толкование на послание к Филиппийцам (фрагмент)

https://docs.google.com/document/d/1ATzlCG_tSqzl53i928subjNgc7J-xOAk/edit?usp=sharing&ouid=116981621685032397689&rtpof=true&sd=true


в) Свт. Феофан Затворник о добродетели.
Ссылка на азбуку

г) Праведность. Библейский словарь
Ссылка на азбуку

Для подготовки к тестам необходимы разделы:

1.5 Канонизация
https://drive.google.com/file/d/12v9KCMuS1KVd4tYarJldZkVKL3cGUkZr/view?usp=sharing

1.6 Обзор памятников христианской письменности, содержащих сведения о святых
https://drive.google.com/file/d/1TtNd5BenddWCgEQcNDlq6NnEGojkg0aA/view?usp=sharing


Для подготовки к семинару:

1) раздел 1.7 Назначение жития святого. Житийный канон
https://drive.google.com/file/d/17GHxya6DYC_gf2MPwVQz8GPR1OdKzAO7/view?usp=sharing

2) текст из файла Дискуссия о житиях.
https://docs.google.com/document/d/1UngjoRAuzH2nbEs1TBFF0wv2uYCWisoW/edit?usp=sharing&ouid=116981621685032397689&rtpof=true&sd=true
Урок 3. Тема 2. Апостолы и равноапостольные
Текстовая часть. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
Первый лик святых, о котором мы будем говорить, это апостолы («посланники»). Почему рассуждения о различных путях к святости начинаются с анализа апостольского подвига? Мы знаем, что посланническое служение вручено Богом всей полноте Церкви. Церковь призвана быть «закваской» этого мира, ее задача – привести к Богу отпадшее от Него творение. И в апостольском служении как бы сосредоточиваются все дары, которыми Бог наделил Церковь для выполнения этой задачи. Именно поэтому апостолы являются основанием Церкви, а значит и родоначальниками новозаветной святости; в апостольском подвиге находятся истоки самых различных путей к ней (мученичества, святительского служения, монашеского подвижничества, юродства, бессребренничества…). К апостольскому подвигу Церковь приравняла подвиг святых, потрудившихся в распространении Евангелия, обративших к вере отдельные народы или целые страны. Этих святых почитают как равноапостольных, называют апостолами того или иного края.

Прочитать следующие разделы Курса лекций:

2.1. Содержание апостольского служения
https://drive.google.com/file/d/18nCEESdxSsVKUqMWxB3QbQSmgZ95qu5l/view?usp=sharing

2.2. Краткие сведения о святых апостолах
https://drive.google.com/file/d/16B-ni2Tr1SaykvDEjMFUuvOoid_5f41e/view?usp=sharing

2.3. Почитание апостолов
https://drive.google.com/file/d/12NfrRXs7xmZyVoWsihFBPh3MXhf-mhOg/view?usp=sharing

2.4. Равноапостольные
https://drive.google.com/file/d/1EUIvmA4qv4FJEYCI_b9j9e5shSI2WqNt/view?usp=sharing

Прочитать Тема 2. Приложение 1. "Исповедь" свт. Патрика Ирландского
https://drive.google.com/file/d/1_BIFJUTxjTcvLWoOClV45O-2TDS-r6g6/view?usp=sharing

Прочитать Тема 2. Приложение 2. Из дневников свт. Николая Японского
https://drive.google.com/file/d/1QnsuQRolrDAv_txrOGA4qNUaVHa7HAa0/view?usp=sharing

Задание. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
1) Ответить на вопросы Задания 1. Святые апостолы

1. Перечислите основные черты апостольского подвига. Какими дарами были наделены св. апостолы для своего служения?

2. Каким образом Спаситель готовил Своих ближайших учеников к апостольству? Что произошло с апостолами в день Пятидесятницы, в чем принципиальное отличие их состояния до и после этого события?

2) Выполнить Задание 2. Святые равноапостольные

Прочитав текст лекций о равноапостольных, Вы увидите, что пока он, в основном, представляет собой набор житий. Богословского комментария к ним практически нет, потому что нет материала. Пока мы можем сказать о равноапостольных совсем немногое, а именно: в их подвиге наибольшее выражение нашла миссионерская составляющая апостольского служения. Поэтому, на наш взгляд, при анализе подвига равноапостольных в первую очередь нужно показать их духовную связь с апостолами.

Поразительные параллели с апостольскими посланиями можно найти в «Исповеди» св. Патрика, древнейшем памятнике ирландской письменности. Причем эти совпадения не формальные, а «по духу», помогающие увидеть апостольский подвиг как бы изнутри, помогающие почувствовать внутреннее единство святых разных веков.

Эти же аналогии, а также осмысление апостольского (миссионерского) подвига в целом можно найти в дневниках свт. Николая Японского. Свт. Николай затрагивает также вопрос о соотношении христианства и культуры той страны (того народа), в которой оно распространялось.

Поэтому первая часть Задания 2 будет следующей.

1. Приведите 3-4 цитаты из «Исповеди» свт. Патрика Ирландского или из дневников свт. Николая Японского, свидетельствующие о том, что в этом документе отражены черты апостольского служения.

Например, каким образом проявилось избранничество равноапостольного, его полная самоотверженность в деле своего служения, терпение скорбей и лишений за Христа, были ли у него благодатные дары и т.п.

Приведенные цитаты необходимо кратко прокомментировать, т.е. показать, в чем именно проявились эти черты.

Второй вопрос — на размышление. На основании всего того, что Вы узнали о святых равноапостольных, постарайтесь объяснить:

2. Чем служение равноапостольных отличается от апостольского служения, и в чем проявляется сходство между этими видами подвига?

Ответ необходимо подтвердить примерами из житий, представленных в разделе 2.4. Равноапостольные

3) Принять участие в форум-семинаре на тему "Апостольское служение".

Вопросы к семинару.

Вопрос 1. Можно ли сказать, что в Пятидесятницу апостолы, после схождения на них Святого Духа, сразу стали святыми?

Вопрос 2. Для чего апостолу нужно быть «самовидцем»? Почему для проповеди апостолов было недостаточно знания, полученного от людей, а в последующие века этого было достаточно, ведь равноапостольные и миссионеры проповедовали то, что узнали от других людей, в Церкви Христовой.
Урок 4. Тема 3. Мученики
Текстовая часть. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
Второй лик святых, о котором мы будем говорить, это мученики. И по времени, и по своему «вкладу» в дело евангельской проповеди, они являются продолжателями св. апостолов. Мученичество — это одно из главных и неопровержимых доказательств истинности веры Христовой. Огромнейшее число христиан разного общественного положения, возраста, пола, национальностей жертвовало всем: имуществом, положением, семьей, самой жизнью, чтобы подтвердить незыблемость веры как всецелого сознания близости и соприсутствия Живого Бога, всецелой уверенности в том, что Христос воистину "смертию смерть попрал". Поэтому подвиг мученичества является центральным духовным явлением в христианстве и наиболее полным и всеобъемлющим выражением истинности евангельского благовестия. Практически в каждой стране или народе Церковь «растет на крови мучеников», везде можно увидеть подтверждение мысли Тертуллиана о том, что кровь мучеников – это семя веры.

1) Прочитать следующие разделы из Курса лекций:
3.1 Содержание подвига мученичества
https://drive.google.com/file/d/1ruNAtQhNsXj09L7yZVfO9Oc8wULKXVPq/view?usp=sharing

3.2 Обзор истории мученичества
https://drive.google.com/file/d/1nlr6-1Uai2xm7PDLwaDAFLZpsn2OtSed/view?usp=sharing

3.4.1 Почитание мучеников в первые века христианства
https://drive.google.com/file/d/13Rtq0kGMfOBhx0lYwJHB7Lsh6x9zeB6-/view?usp=sharing

2) Прочитать главу "Борис и Глеб - святые страстотерпцы" из работы Г.П. Федотова «Святые Древней Руси».

Задание. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
1) Ответить на вопросы.

1. Раскройте содержание подвига мученичества и связь этого подвига с покаянием.

2. Каковы духовные причины и цель гонений на христиан по разъяснению сщмч. Киприана Карфагенского?

Почему сщмч. Киприан считал гонения, и даже собственную мученическую кончину, "делом столь праведным"?

Подтверждались ли его рассуждения в другие периоды истории Церкви, например в XX веке?

3. Поясните особенности подвига мучеников, исповедников, страстотерпцев.

При разъяснении подвига исповедников необходимо упомянуть о двух образах их поведения после перенесенных страданий и привести примеры из раздела 3.4.1 Почитание мучеников... см. стр. Подготовка к занятию.

При описании подвига страстотерпцев также следует привести примеры из предложенной к занятию литературы.

4. В каких двух случаях к лику мучеников может быть причислен христианин, не претерпевший никаких телесных мучений?

Приведите примеры и поясните их (один из случаев был рассмотрен в предыдущей Теме 2).

2) Принять участие в форум-семинаре на тему: "Подвиг мученичества".

Выскажите свое мнение на форуме по любым двум вопросам (на ваш выбор):

Вопрос 1. В чем отличие подвига христианского мученика от поступка мусульманского террориста-смертника, от погибающего за идею коммуниста или камикадзе? Можно ли считать, что мусульманин, коммунист или камикадзе тоже свидетельствуют об истинности своей веры смертью?

Желательно пояснить мотивы подвига мученика и самоубийства террориста-смертника, вспомнить, чему предпочитали смерть святые страстотерпцы.

Вопрос 2. Почему Церковь оценила действия девушек и женщин, добровольно ушедшие из жизни ради сохранения целомудрия, как мученичество, а не как самоубийство? В чем отличие этого подвига от самоубийства?

Вопрос 3. Почему не все погибшие в сражениях воины-христиане почитаются в лике святых мучеников (как Косовские воины или святые воины Пересвет и Ослябя)?

В ответах на эти вопросы необходимо использовать материал раздела 3.2 Обзор истории мученичества (см. страницу Подготовка к занятию)

Урок 5. Тема 4. Преподобные
Текстовая часть. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
Продолжателями мучеников в деле евангельской проповеди считают преподобных. Действительно, повсеместное распространение этого подвига совпадает по времени с прекращением гонений в Римской империи. Но неверно было бы думать, что появление подвига преподобных имеет исключительно внешние причины. Борьба с грехом, преодоление ветхого человека и стяжание добродетелей нового всегда было задачей христианина. Христианство – это религия, преобразующая человека по образу Спасителя, ведущая его к богоподобию. Поэтому христианство с самых истоков своего исторического бытия неотделимо от аскетизма. Аскетика – это не удел немногих избранных, а непременное условие подлинно христианской жизни для каждого из нас. Преподобными, то есть подобными Богу, пришедшими в состояние богоподобия, называют именно тех, кто реализовал в себе аскетический идеал христианства. Это часто ведет к утверждению о тождественности идеала преподобного с общехристианским идеалом святости.

Как показывают исследования, аскетический подвиг существовал в Церкви всегда, даже в эпоху гонений I-III веков. Но в этот период аскетизм проходил процесс созревания, как бы «внутриутробного развития» в лоне Церкви. А когда массовые гонения прекратились, самым ясным доказательством истинности христианства стал пример преподобных, их добровольное мученичество в тяжелейшей борьбе собственным грехом ради стяжания вечных благ.

В нашем курсе мы попытались описать общие черты подвига преподобных и особенности его в различных регионах мира, показать духовное влияние одних подвижников на других, а также причины подъема и упадка монашеского делания в то или иное время.

Содержание темы:
1. Содержание подвига преподобных.
2. Краткий обзор истории монашества с указанием наиболее крупных монашеских центров, своеобразия подвига в них, имен самых известных преподобных.
3. Патерики.
4. Почитание преподобных и их канонизация.

1) Прочитать следующие разделы из Курса лекций:
4.1. Содержание подвига преподобных
https://drive.google.com/file/d/146XLihxex9UtAryvqHCryRn0lQjAZ2h4/view?usp=sharing

4.4. Патерики
https://drive.google.com/file/d/1wbspBS6SD8awHD5evATxTYOUIa0eJVdG/view?usp=sharing

4.5. Почитание преподобных и их канонизация
https://drive.google.com/file/d/10b4rgb1URtu4Z-VzbnwehJbtnPjgQ7Fp/view?usp=sharing

2) Прочитать из раздела 4.3. Обзор истории подвига преподобных подраздел 4.3.1. Подвиг преподобных в различных регионах мира. Обратить особое внимание на часть данного подраздела - Исихазм на Афоне.
https://drive.google.com/file/d/1Pg0_wgfYYqNYqQ60ldsnhMDnMepQPM_p/view?usp=sharing

3) Прочитать Тема 4. Приложение 1. Свт. Игнатий Брянчанинов о монашестве.
https://drive.google.com/file/d/1rx69Ydz4U095bX5CwObkyie2GCjHDLVs/view?usp=sharing

4) Ознакомиться с материалом "Исихазм в иконописи".

В нем представлены образы св. столпников, написанные великим иконописцем-исихастом 14 века Феофаном Греком. Этот материал является замечательной иллюстрацией к Теме №4, в нем образным языком иконы показано, что такое исихазм и обожение человека. Для того, чтобы символический язык икон был понятен, в файле приведено описание этих образов, составленное И. Языковой.
https://drive.google.com/file/d/1e-RlnFHaEi9lWVEKKFMZefaIg3qRwnqQ/view?usp=sharing

https://docs.google.com/document/d/1MqRs5oYItZVDu3IIQgps9LjPyI1iQisV/edit?usp=sharing&ouid=116981621685032397689&rtpof=true&sd=true

Задание. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
1. В чем свт. Игнатий видит связь монашества с мученичеством?

Фрагменты работы свт. Игнатия «О монашестве» см. в Тема 4. Приложение 1. Свт. Игнатий Брянчанинов о монашестве.

2. Перечислите составляющие телесного и душевного подвига и поясните их смысл. Какова связь душевного и телесного подвига? Почему нельзя ограничиваться телесным деланием?

3. Поясните содержание подвигов столпничества и затворничества и их взаимное соотношение.

4. Что такое «исихазм»? С именами каких святых подвижников связано появление и распространение сочинений об этом монашеском делании? Каково вероучительное основание этой практики?

В ответе необходимо использовать материал "Исихазм в иконописи": следует пояснить, как на фресках Феофана Грека отражены идеи исихазма (изображение обожения, как показано, что подвижники видят Фаворский свет и т.д)
Урок 6. Тема 5. Подвиг преподобных на Руси
Текстовая часть. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
На Руси первые монастыри появились, когда монашество уже прошло многовековой исторический путь от египетских пустынь до Палестины, Константинополя и Афона, разработало правила подвижничества, оформленные в различных монашеских Уставах (прп. Пахомия Великого, Иерусалимском, Студийском, Афонском и др.), создало аскетическую литературу, выработало и использовало на практике различные формы устроения монашеской жизни: отшельничество, общежитие, полуобщежитие. Новопросвещенным русским христианам предстояло усвоить всю полноту и цельность восточной аскетической традиции и выбрать из нее то, что наиболее соответствовало условиям жизни на Руси, создать свой собственный аскетический идеал. Монашество на Руси воспринималось как ангельский образ, а святость - как полное осуществление монашеского призвания.

Прочитать:
1) из Курса лекций раздел 4.3.2 Подвиг преподобных на Руси;
https://drive.google.com/file/d/1D8IObTB3XI6ln0F_TRkEnvvwEXpBxSox/view?usp=sharing

2) главу "Трагедия древнерусской святости" из работы Г.П. Федотова «Святые Древней Руси».
Задание. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
1) Задание. Ответить на вопросы.

1. Почему именно прп. Феодосия Печерского называют законодателем и отцом русского монашества?

2. В чем заключалось возрождение монашеского подвига на Руси, начавшееся под влиянием прп. Сергия Радонежского? Какое значение это имело для нашего отечества? Почему, на Ваш взгляд, прп. Сергия называют игуменом земли Русской?

Основное внимание в ответе должно быть уделено разъяснению того, что именно в монашеском делании было возрождено, благодаря прп. Сергию.

3. Поясните особенности подвижничества в северной и южной ветвях последователей преподобного Сергия.

4. Каковы духовные и исторические причины упадка монашества в XVIII веке?

5. Каким образом деятельность прп. Паисия Величковского способствовала возрождению монашеского подвига в России?

2) Принять участие в форум-семинаре на тему: "Анализ концепции Г. Федотова о «трагедии древнерусской святости»"

В ответе необходимо:

1) кратко (одной фразой) разъяснить, что понимал Г. Федотов под трагедией древнерусской святости;

2) описать его аргументацию;

3) выразить свое отношение к этой идее.

См. Г.П. Федотов «Святые Древней Руси», глава с одноименным названием, на стр. Подготовка к занятию.

Данный форум представляет из себя специальный форум для семинаров. Вы увидите ответы своих коллег только после того, как опубликуете свое сообщение по теме.

Урок 7. Тема 6. Старчество
Текстовая часть. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
Важнейшей и особой составляющей подвига преподобных всегда являлось старчество — духовное окормление, обучение путям достижения христианского совершенства избранными Богом наставниками, передача опыта борьбы с «ветхим человеком» живыми носителями Предания, сосудами Святого Духа. Причастность «Преданию старцев», то есть аскетическому опыту Православия, является неотъемлемым условием правильности духовной жизни христианина. В данной теме мы рассмотрим зарождение старчества и его роль в древнем иночестве, связь старчества и духовничества, а также старческий подвиг на Руси, который носит совершенно особый характер, несколько отличающийся от древнего старчества, особенно в XIX - XX веках. Также поговорим о призвании на старческое служение и подготовке к нему, о содержании старческого служения; о благодатных дарованиях, необходимых для этого подвига, о трудности и опасности старческого окормления.

1) Прочитать из Курса лекций разделы
4.2. Старчество
https://drive.google.com/file/d/10gSrwyJeHzLUxof9O0qD665PyUZ4Rm1P/view?usp=sharing

4.3.2 Подвиг преподобных на Руси, стр. 268, параграф Преподобные XIX века, стр.276.
https://drive.google.com/file/d/1Ek4xWaX9bMU-IPBOr1rmSpYs4ZFERoCd/view?usp=sharing

2) Прочитать текст файла «Старица Макария».
https://docs.google.com/document/d/1XIJ1CIdkmjWBCmRlPpn5tN2NrkHEZpDH/edit?usp=sharing&ouid=116981621685032397689&rtpof=true&sd=true


Задание. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
1) Задание 1. Ответить на вопросы.

1. Разъясните содержание старческого служения. Какими благодатными дарами должен быть наделен истинный старец?

В ответе необходимо сказать о подготовке к этому подвигу, о вступлении в него, а также о том, какие опасности таит в себе это служение для самого старца.

2. В чем заключалось служение миру русских старцев, например, прп. Серафима Саровского, старцев Оптиной пустыни? Чему они учили, прежде всего?

3. Как известно, Великие Оптинские старцы Лев, Макарий и Амвросий были разными как личности, но действовали в полном единстве по духу.

Каковы особенности старческого служения и личных качеств каждого из трех Великих Оптинских старцев?

В чем заключается единство их старческого подвига?

2) Задание 2. Старица Макария. Проанализировать текст и ответить на вопрос.

После того, как мы познакомились с подвигом великих преподобных, вернемся к проблеме Темы №1 (личность святого и его художественный образ), и подумаем вот над чем.

Вопрос. Во всем ли соответствует православному образу преподобного описание личности подвижницы, приведенное в файле «Старица Макария» (см. Задание 2)?

1) В ответе необходимо привести фразы, которые показались Вам не соответствующими Православному Преданию, и кратко пояснить, что именно вызвало у Вас недоумение и почему.

2) Ответ необходимо завершить выводом.

3) Обратите внимание, что в задании предлагается повести анализ созданного автором литературного образа старицы, что подразумевает необходимость отделять текст от личности самой Макарии, поскольку мы не знаем, насколько достоверно то, что о ней написано.

3) Принять участие в форум-семинаре на тему: "Старчество в наши дни"

На семинаре мы рассмотрим два аспекта этой проблемы:

- причина популярности старцев;

- истинность советов старцев.

Вопрос 1. Почему в наши дни люди так усиленно ищут старцев, что ими движет? Чего им не хватает? На каких заблуждениях основаны эти поиски?

Вопрос 2. Как узнать, истинный или ложный совет дал тот человек, кого считают старцем?

Поскольку семинар проходит в рамках курса Агиологии, обсуждение вопроса 2 необходимо будет вести на базе учебных материалов Темы 4, в первую очередь – на святоотеческих отзывах и примерах святых старцев.

Для подготовки к семинару следует тщательно изучить раздел 4.2. Старчество Курса лекций (см. страницу Подготовка к занятию)
Урок 8. Тема 7. Святители
Текстовая часть. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
Их служение состоит в праведном пастырстве, которое, как мы уже говорили, является важнейшей составляющей апостольского служения и связано с понятием апостольского преемства. Подвиг святителей очень близок к подвигу преподобных. Многие святители принимали пастырские обязанности после нескольких лет суровых аскетических подвигов. В этих подвигах они, отойдя от дел, часто и заканчивали свой жизненный путь. Со временем, как известно, епископат вообще стал формироваться исключительно из монашествующих. Как и преподобные, святители в своих сочинениях сохраняли для последующих поколений аскетический опыт Православия, помогая верующим правильно строить свою духовную жизнь. Со святительским подвигом связан подвиг мученический и исповеднический. Свои пастырские труды святые епископы нередко увенчивали мученической кончиной. Другие мужественно переносили скорби и гонения за Христа, за чистоту веры и нравственности.

Следующий лик, о котором мы будем говорить – это святители, святые из епископского чина.

Их служение состоит в праведном пастырстве, которое, как мы уже говорили, является важнейшей составляющей апостольского служения и связано с понятием апостольского преемства.

Подвиг святителей очень близок к подвигу преподобных. Многие святители принимали пастырские обязанности после нескольких лет суровых аскетических подвигов (свт. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий и Григорий Богослов, свт. Иаков Низибийский, св. папа Григорий Великий). В этих подвигах они, отойдя от дел, часто и заканчивали свой жизненный путь (свт. Григорий Богослов, свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник). Со временем, как известно, епископат вообще стал формироваться исключительно из монашествующих. Как и преподобные, святители в своих сочинениях сохраняли для последующих поколений аскетический опыт Православия, помогая верующим правильно строить свою духовную жизнь (достаточно вспомнить хотя бы труды двух русских святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника).

Со святительским подвигом связан подвиг мученический и исповеднический. Свои пастырские труды святые епископы нередко увенчивали мученической кончиной (сщмч. Киприан Карфагенский; сщмч. Филипп, митр. Московский; сщмч. Владимир, митр. Киевский). Другие мужественно переносили скорби и гонения за Христа, за чистоту веры и нравственности (свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Златоуст, свт. Феофан Начертанный, св. Патриарх Тихон).

Внутри лика святителей можно увидеть самые разнообразные служения: святителей-политиков, посвятивших свою жизнь активному устроению церковных дел; святителей-богословов и церковных писателей; святителей-миссионеров; святителей-молитвенников и аскетов, более всего стремившихся к уединению, безмолвию и созерцанию; святителей – общественных деятелей, много потрудившихся не только для Церкви, но и для государства…

И это еще далеко не все. Святительский подвиг многогранен. Несколько шагов к его осмыслению мы и попытаемся сделать в настоящей теме.

1) Прочитайте разделы из Курса лекций:

5.1. Общие сведения о содержании святительского подвига
https://drive.google.com/file/d/1wV-9YBSkhiKq3YjYb3FmWmtO8zG-QMNE/view?usp=sharing

5.2. Русские святители.
https://drive.google.com/file/d/1AI34CS5wt8DBBnNGSWjHrtgH0VfzwB1Y/view?usp=sharing

2) Сведения из житий священномучеников:
https://docs.google.com/document/d/1HIKXpd4bOg-bLM_0jWn28F8NOI9PfRDk/edit?usp=sharing&ouid=116981621685032397689&rtpof=true&sd=true


Петра Полянского - https://days.pravoslavie.ru/Life/life353.htm; https://foma.ru/mitropolit-petr-polyanskij-neoficzialnyij-patriarx.html

Вениамина Казанского - https://days.pravoslavie.ru/Life/life356.htm; http://www.pravenc.ru/text/150263.html;

https://foma.ru/svyashhennomuchenik-veniamin-kazanskij.html

Илариона Троицкого - https://days.pravoslavie.ru/Life/life4812.htm; http://martyr-spb.ru/martyr/1555

3) Житие св. Патриарха Тихона, написанное прот. Владимиром Воробьевым

Задание. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
1. Какие основные черты (аспекты) подвига святителя прославляются в византийской агиографии и церковных песнопениях?

2. В чем заключается своеобразие служения русских святителей?

В ответе обязательно должны быть примеры (имена святителей, названия творений, место подвига и пр.).

3. Раскройте особенности исповеднического подвига святителей XX-го века. Приведите примеры этого подвига в его разных аспектах и кратко поясните их на примере священномучеников Илариона Троицкого, Петра Полянского, Вениамина Казанского и др.

4. Прочитайте текст жития св. Патриарха Тихона, перечислите, какие черты (аспекты) святительского подвига были явлены в жизни и служении св. Патриарха Тихона, подтвердите примерами и завершите ответ выводом.

Ответ не должен представлять собой пересказ жития!
Урок 9. Тема 8. Святость в миру. Благоверные, юродивые, праведные
Текстовая часть. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
Миряне составляют очень незначительную часть от общего числа канонизированных святых. Среди святых мирян наиболее известны благоверные правители и юродивые — святые, находившиеся на противоположных «полюсах» общества. Подвиг этих святых получил осмысление и в некоторых богословских трудах. А о святых мирянах, не принадлежавших ни к «верхам», ни к «низам», сведения немногочисленны и обрывочны. Тем не менее, это те самые святые, образ жизни которых наиболее близок к нашему. А где примеры, которым мы, живя в миру, могли бы подражать, где «доступные» образцы? Может ли человек, живя обычной мирской жизнью, достичь святости? Есть ли святые из «обычных» мирян?» Над всеми этими вопросами нам и предстоит задуматься.

Основная литература.
Прочитать следующие разделы:
6.1 Благоверные
https://drive.google.com/file/d/1uLUZlrssjT1DO44B-gGIzmGDnwUl4kb_/view?usp=sharing

6.2. Юродивые
https://drive.google.com/file/d/1YTwUU_1z16Bm7CfMC6hxSwJSVb-XmqKt/view?usp=sharing

6.3. Многообразие путей к святости в миру. Праведные
https://drive.google.com/file/d/1qTFe700W0bP2bx5pSWaagrbxqZpydzLs/view?usp=sharing

3.4.2 Канонизация новомучеников и исповедников Российских
https://drive.google.com/file/d/1XQqqv6DyPNJcO2jjS_pNtJFHnViYMmaD/view?usp=sharing

Дополнительная литература:
1) Житие св. Симеона Христа ради юродивого, написанное Леонтием Неапольским (яркий пример канонического византийского жития), и современный вариант его жития http://days.pravoslavie.ru/Life/life4282.htm

https://docs.google.com/document/d/1x5fy-7JhSkPYhU_oPTDWoQm-et8Xv3uI/edit?usp=sharing&ouid=116981621685032397689&rtpof=true&sd=true

2) Главы из книги Г.П. Федотова "Святые Древней Руси"
Святые князья
Юродивые
Святые миряне и их жены


Задание. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
1. Почему, на ваш взгляд, миряне составляют незначительную часть от общего числа прославленных святых?

2. Что является вершиной подвига юродивых? С чем связано появление и расцвет этого подвига на Руси?

3. В чем особенности подвига праведных? Почему он стал настолько актуальным в конце XIX-го - начале XX-го веков?

4. В чем сходство и отличие подвига благоверных в Византии и на Руси?

5. Почему последний русский император Николай II канонизирован не как благоверный?

См. 3.4.2 Канонизация новомучеников и исповедников Российских

6. Какие подвиги живущего в миру христианина (помимо мученичества) могут быть основанием для его канонизации? Какие из этих подвигов наиболее реальны для нашего времени, какие – уже «достояние истории»? Почему так происходит?

2) Принять участие в форум-семинаре на тему "Подвиг юродства".

На форуме будут обсуждаться следующие вопросы.

Вопрос 1. Для чего человек принимает на себя подвиг юродства? Разве нельзя спастись «нормальным» путем?

Вопрос 2. По какому праву юродивый всех обличает? Ведь известны правила: «Не советуйте, если Вас не просят», «внимай себе» и т.д. Святые старцы так и поступали.

Вопрос 3. Как отличить святого юродивого:

от действительно психически больного человека;

от притворщика?

Для подготовки к семинару необходимо изучить раздел 6.2 Юродивые из Курса лекций и главу «Юродство» работы Г.П. Федотова «Святые Древней Руси»

Обсуждение всех вопросов должно вестись на основании материалов курса агиологии и сведений о святых юродивых!

Готовясь к семинару, можно вспомнить странные поступки святых юродивых (из житий), обращая внимание на то, как в житиях объясняется духовный смысл этих странных поступков или слов. В качестве примера житий можно прочитать житие св. Симеона Эмесского, Христа ради юродивого, написанное Леонтием Неапольским.

Можно также вспомнить образ юродивого из "Бориса Годунова" А.С. Пушкина, эпизод, когда юродивый отказался молиться за Бориса http://www.rvb.ru/pushkin/01text/05theatre/01theatre/0837.htm#ch1 (сцена Площадь перед собором в Москве).

О тех, кто юродствует сейчас, как и о современных старцах, рассуждать мы не будем, потому что Церковь еще не дала своей оценки их подвигу. В нашем курсе мы изучаем духовный путь только канонизированных подвижников (как следует из самого названия курса).

Поэтому и в дискуссиях желательно не выходить за рамки предмета изучения, тем более, что вдумчивого анализа житийного материала вполне хватит и для оценки явлений современной жизни (как и в теме "Старчество").

Урок 10. Тема 9. Связь различных путей к святости и исторических обстоятельств на примере Русской Православной Церкви в XX-м веке
Текстовая часть. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
Мы уже отмечали, что мученичество — это одно из главных и неопровержимых доказательств истинности веры Христовой, а также и о том, что практически в каждой стране или народе Церковь «растет на крови мучеников». Тем более это справедливо по отношению к нашей стране и народу, учитывая исторические обстоятельства XX-го века. В этой теме нам предстоит сравнить мученический подвиг на Руси до XX века с тем подвигом, который совершили Новомученики и исповедники Российские. Мы должны рассмотреть особенности гонений на христиан в советской России по сравнению с гонениями в Римской империи, выяснить, в чем заключаются трудности канонизации Новомучеников и исповедников Российских, а также отметить те особенности христианского подвига, которые присущи только Русской Православной Церкви, и только в XX веке.

3.3 Мученический подвиг в Русской Православной Церкви
https://drive.google.com/file/d/1hctxbUsYYpUps437w4U_Di7TY-OZVbyt/view?usp=sharing

3.4.2 Канонизация новомучеников и исповедников Российских
https://drive.google.com/file/d/169CEjyKWBVTnwe1YBCbA-uvnMMpqGMIm/view?usp=sharing

Материалы для эссе.


Жития новомучеников и исповедников российских XX века


2) Аудиолекции прот. Владимира Воробьева из курса по истории Русской Церкви XX века.


1. Вводная лекция. Характеристика эпохи
https://drive.google.com/file/d/1kL2NhbvlUANorcBM9Ez36NfcYmouEF8t/view?usp=sharing

2. Прав. Иоанн Кронштадтский
https://drive.google.com/file/d/1vYwQKyIjAdW3K34_ZoiPDu5EDBskJlNs/view?usp=sharing

3. Прав. Алексий Мечев
https://drive.google.com/file/d/10j0esGKsycGgsMe8ikq7jlshTv4IAMKJ/view?usp=sharing

4. Св. Афанасий Сахаров
https://drive.google.com/file/d/1Gs4KEuoTGrAdmRuAwwsTq-PkzqihigDc/view?usp=sharing

5. Свят. Серафим Звездинский
https://drive.google.com/file/d/18Bs9Yd-T2DdDGQYjEOUgyGAma-BwjiYC/view?usp=sharing


Задание. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
1. В чем своеобразие мученического подвига в Русской Православной Церкви?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть следующее.

1) Был ли характерен для нашего отечества этот подвиг в его прямом смысле - как страдания и смерть за исповедание веры во Христа (именно таким было мученичество в первые века христианства в Римской империи).:

а) до революции;

б) после 1917 г.

2) Было ли мученичество таким же массовым, как в Римской империи:

а) до революции;

б) после нее.

Имена практически всех мучеников до начала ХХ века приведены в Курсе лекций, о числе новомучеников также сказано.

2. С какими проблемами столкнулась Русская Православная Церковь при канонизации новомучеников и исповедников Российских?

2) Задание 2. Написать эссе на тему «Особенности христианского подвига в Русской Православной Церкви в XX-м веке».

Материал для подготовки: аудио лекции прот. Владимира Воробьева «Святые XX века»

Урок 11. Тема 10. Святость как норма христианской жизни
Текстовая часть. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
«Каждый христианин должен находить для себя обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми, то вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть, не достигнет вечного блаженства. Верно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников (1Тим.1:15). Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми».
Святитель Филарет Московский.

Эта тема мыслится как итоговая, как заключение ко всему курсу, обобщение изученного материала. Ее задача – на основании всего того, что мы узнали о святости и о святых, подумать о путях спасения христиан в наши дни.

Во время изучения курса Вы, наверное, уже поняли, что агиология — дисциплина не историческая, а богословская, ее задача — не погрузиться в историю, а осмыслить святость как цель христианской жизни, осмыслить на конкретных примерах, обратившись непосредственно к живому опыту Церкви. Изучая агиологию, мы видели множество образцов святости, множество людей, достигших цели христианской жизни — стяжания Духа Святого, ставших Его сосудами. Но святость – это не удел избранных, это задача для любого христианина, для каждого из нас: «по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках, Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:15,16), (см. Лев. 11:45).

И теперь, в конце курса, нам предстоит задуматься над тем, какими путями в наши дни можно приблизиться к тем идеалам святости, о которых мы читали и говорили. Мы должны самим себе ответить на вопросы: «А зачем, собственно, мы все это изучали? Какое влияние на нашу духовную жизнь оказал пройденный курс? Приблизил ли он нас хоть немного к тому, о чем мы рассуждали?».

Эти вопросы уже звучали, когда мы говорили о святости в миру «обычных» мирян (священников, воинов, диаконисс, родителей, воспитавших святых). Образ жизни этих святых очень близок к нашему, поэтому сам собой возник и вопрос о том, как же быть нам. Таким образом, в течение курса мы как бы «спустились» с разговора о вершинах святости у апостолов, мучеников, преподобных и святителей к тому, что нам ближе и понятнее, к тому, как все это относится лично к нам.

Прочитать:
1) Из раздела 6.3 Курса лекций, рассуждения святителя Феофана Затворника о приобщении мирян к подвигу мученичества.
https://drive.google.com/file/d/1Wxb1IZZxHtKhVScIrT-sOocMTebC_TVt/view?usp=sharing

2) Игнатий (Брянчанинов), свт. «Слово о спасении и христианском совершенстве».
https://docs.google.com/document/d/1GNuUtH9G9YS1vNTqyHK0gcV1HXolVWGM/edit?usp=sharing&ouid=116981621685032397689&rtpof=true&sd=true

Чтобы ответить на вопросы данной контрольной, необходимо обратить внимание только на рассуждения святителя:
о различии понятий «спасение» и «совершенство» (стр.6-7),
о содержании понятия «христианское совершенство» (стр.7-8).

Для облегчения работы с текстом фрагменты, необходимые для ответа, выделены синим шрифтом.

3) Иларион (Троицкий), сщмч. Единство идеала Христова (Письмо к другу, 1915 г.)


4) Заключение к книге Г. Федотова «Святые Древней Руси».


5) Прот. Валентин Свенцицкий. "Диалоги". Диалог 7. О монашестве.

6) Фрагмент аттестационной работы выпускника ФДО Дмитрия Николаевича Годлевского «Свт. Димитрий Ростовский о святости и святых».
https://docs.google.com/document/d/1afUK0qwlcMRrd4mhqBRJpWoPlCjDlezS/edit?usp=sharing&ouid=116981621685032397689&rtpof=true&sd=true


Задание. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
1. Кратко (в 2-3 предложениях) поясните, как в «Слове о спасении и христианском совершенстве» свт. Игнатий Брянчанинов определяет понятие «христианское совершенство» и его отличие от понятия «спасение».

2. Какое заблуждение послужило причиной написания письма сщмч. Илариона Троицкого «Единство идеала Христова»? Какие аргументы приводит сщмч. Иларион для доказательства того, что идеал Христов един для монахов и мирян? Не противоречат ли его взгляды учению свт. Игнатия о спасении и совершенстве?

3. Что такое, по мнению прот. В. Свенцицкого, «монастырь в миру»? Актуально ли это понятие для современного мирянина?

4. Почему каждый подвиг, каждый путь к святости имеет в себе мученическую составляющую, почему святость (как и спасение) невозможна без страданий? Приведите примеры мученичества:

в различных видах подвига (апостолов, святителей, преподобных, юродивых и т.д.);

в жизни обычного мирянина.

В ответе следует использовать материалы, рекомендованные для изучения в данной теме.

5. Назовите имена 2-3 современных подвижников благочестия, уже почивших. Приведите краткие сведения о них и, применяя полученные на курсе знания, покажите, что является причиной их почитания.

2) Принять участие в форум-семинаре на тему: "Почитание неканонизированных подвижников"

Выскажите свое мнение по следующему вопросу.

Вопрос. В каких формах допустимо выражать свое почитание неканонизированных подвижников? Можно ли писать им иконы, акафисты, молиться им келейно, совершать в их память крестные ходы и т.д.?

Пояснение к теме семинара.

В настоящее время неоднократно поднимались вопросы о канонизации Г. Распутина, царя Ивана Грозного, воина Евгения Родионова, некоторых старцев и стариц.

По одним из названных лиц священноначалием были даны ясные ответы. Например, о невозможности канонизации Распутина и Ивана Грозного говорил св. Патриарх Алексий II в своих обращениях к клиру и мирянам на Епархиальных собраниях 15.12.2001 и 25.03.2003, митр. Ювеналий в докладе на Архиерейском Соборе 3-8 октября 2004 г.

По другим лицам официального ответа Церкви не было (как и решения о канонизации), однако формы их почитания отдельными группами православных совпадают с теми, которыми приняты в отношении канонизированных святых (крестные ходы с иконами, молебны, акафисты и даже посвящение часовен; неканонизированных лиц прямо называют святыми, мучениками, преподобными).

Информацию об этом несложно найти в интернете, напр.

Об Иване Грозном: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/11/11/byl_li_car_ivan_groznyj_mestnochtimym_svyatym/

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/21/v_moskve_osvyawena_chasovnya_v_chest_sv_blgv_carya_ioanna_groznogo/

О Григории Распутине: http://ruskline.ru/analitika/2007/01/25/pamyati_grigoriya_efimovicha_rasputina/,

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/03/pamyati_grigoriya_efimovicha_rasputina/.

О молчальнице Вере из Сыркова монастыря под Новгородом:http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/17/sostoitsya_poezdka_na_mogilku_svyatoj_pravednoj_very_novgorodskoj_molchalnicy_v_syrkov_monastyr_pod_novgorodom/

Можно вспомнить также для сравнения, в каких формах выражалось почитание блаж. Ксении Петербургской до революции (панихиды и пожертвования) и как сейчас братия Псково-Печерского монастыря хранит память архим. Иоанна Крестьянкина.

То есть, наша задача – понять и четко обозначить допустимые формы почитания неканонизированных лиц, принимая во внимание, что среди усопших были и такие подвижники благочестия как архим. Иоанн Крестьянкин, о. Николай Гурьянов и др.
Урок 12. Тема 1. Форумы и тесты
Текстовая часть. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
Форум-семинар на тему "Проблемы современной агиографии"

Прочтите Дискуссию о житиях и прокомментируйте этот текст по предложенному в вопросе 1 плану.
Выскажите свое мнение по вопросу 2.
https://docs.google.com/document/d/1PWYCqV2fExRWSR2TmjExMrd7baDAKJlz/edit?usp=sharing&ouid=116981621685032397689&rtpof=true&sd=true

Вопрос 1.

1. Дайте краткую формулировку поднятой в диалоге проблемы.
2. Выявите утверждения собеседника №2, которые Вам показались ошибочными, разъясните, в чем состоит ошибка и предложите собственные аргументы, опровергающие каждое ошибочное положение.

Вопрос 2.

Необходимо ли при создании житий подвижников нового времени возвращаться к образцам житийного канона или святых нужно описывать реалистично, «как живых людей»?

Задание. Нажмите, для того чтобы раскрылся текст.
1. Почему в Новом Завете изменилось понятие святости по сравнению с Ветхим Заветом? В чем состоят эти изменения?

2. Как вы думаете, тождественны ли понятия святость, праведность и добродетель?

3. Может ли стать святым не христианин, а просто добродетельный человек (иноверец или атеист), который всем помогает, никого не обижает, не убивает, не крадет, т.е. живет по данному Богом закону совести? Какое значение имеют добродетели нехристиан?

4. Почему молитвенное общение со святыми и празднования в их честь нельзя считать идолопоклонством? На каких аргументах основано это обвинение? В чем его несостоятельность?

В ответе обязательно следует рассмотреть:

а) понятие посредничества (объективная и субъективная стороны спасения: в чем Посредник – Христос, а в чем – святые)

б) принципиальное отличие в почитании Бога и почитании святых.

5. Почему нетление мощей усопшего подвижника не является обязательным условием его канонизации? Ответ необходимо подтвердить примерами.

Made on
Tilda