«Каждый христианин должен находить для себя обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми, то вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть, не достигнет вечного блаженства. Верно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников (1Тим.1:15). Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми».
Святитель Филарет Московский.
Эта тема мыслится как итоговая, как заключение ко всему курсу, обобщение изученного материала. Ее задача – на основании всего того, что мы узнали о святости и о святых, подумать о путях спасения христиан в наши дни.
Во время изучения курса Вы, наверное, уже поняли, что агиология — дисциплина не историческая, а богословская, ее задача — не погрузиться в историю, а осмыслить святость как цель христианской жизни, осмыслить на конкретных примерах, обратившись непосредственно к живому опыту Церкви. Изучая агиологию, мы видели множество образцов святости, множество людей, достигших цели христианской жизни — стяжания Духа Святого, ставших Его сосудами. Но святость – это не удел избранных, это задача для любого христианина, для каждого из нас: «по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках, Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:15,16), (см. Лев. 11:45).
И теперь, в конце курса, нам предстоит задуматься над тем, какими путями в наши дни можно приблизиться к тем идеалам святости, о которых мы читали и говорили. Мы должны самим себе ответить на вопросы: «А зачем, собственно, мы все это изучали? Какое влияние на нашу духовную жизнь оказал пройденный курс? Приблизил ли он нас хоть немного к тому, о чем мы рассуждали?».
Эти вопросы уже звучали, когда мы говорили о святости в миру «обычных» мирян (священников, воинов, диаконисс, родителей, воспитавших святых). Образ жизни этих святых очень близок к нашему, поэтому сам собой возник и вопрос о том, как же быть нам. Таким образом, в течение курса мы как бы «спустились» с разговора о вершинах святости у апостолов, мучеников, преподобных и святителей к тому, что нам ближе и понятнее, к тому, как все это относится лично к нам.
Прочитать:
1) Из раздела 6.3 Курса лекций, рассуждения святителя Феофана Затворника о приобщении мирян к подвигу мученичества.
https://drive.google.com/file/d/1Wxb1IZZxHtKhVScIrT-sOocMTebC_TVt/view?usp=sharing 2) Игнатий (Брянчанинов), свт. «Слово о спасении и христианском совершенстве».
https://docs.google.com/document/d/1GNuUtH9G9YS1vNTqyHK0gcV1HXolVWGM/edit?usp=sharing&ouid=116981621685032397689&rtpof=true&sd=trueЧтобы ответить на вопросы данной контрольной, необходимо обратить внимание только на рассуждения святителя:
о различии понятий «спасение» и «совершенство» (стр.6-7),
о содержании понятия «христианское совершенство» (стр.7-8).
Для облегчения работы с текстом фрагменты, необходимые для ответа, выделены синим шрифтом.
3)
Иларион (Троицкий), сщмч. Единство идеала Христова (Письмо к другу, 1915 г.) 4)
Заключение к книге Г. Федотова «Святые Древней Руси». 5)
Прот. Валентин Свенцицкий. "Диалоги". Диалог 7. О монашестве. 6) Фрагмент аттестационной работы выпускника ФДО Дмитрия Николаевича Годлевского «Свт. Димитрий Ростовский о святости и святых».
https://docs.google.com/document/d/1afUK0qwlcMRrd4mhqBRJpWoPlCjDlezS/edit?usp=sharing&ouid=116981621685032397689&rtpof=true&sd=true